Ярга-свастика (классификация)

Сегодня свастикой принято называть все знаки Светлых Богов, а на самом деле Свастика – это только один из солярных символов; всего у славян 144 основных солярных символа, каждый имеет своё название; плюс множество всевозможных вариаций.

ЯРГА

Называют символы солярными (символы Солнца) или яргические (ЯРГА). Слова с корнем ЯР обозначают действия производимые лучами Солнца, что непосредственно связано с плодотворящим временем весны. ЯР — оплодотворяющая, созидающая сила. Яриться – «иметь похоть». Ярый – «сильный», «мужественный». Яровой – «весенний, посеянный весной», ярь – «растительная сила почвы», яровое, яровик – «поле, засеянное яровым хлебом». Ярило-Солнце.

Слова начинающиеся и оканчивающиеся на ГА означают природное движение, перемещение предметов, живых существ, чувств, мыслей. Имеется большая группа слов, которых окончание ГА — наделяет сверхъестественной силой, особым состоянием, нечеловеческими возможностями: вьюга, пурга, шурга (летний столбовой вихрь), юга (тёплый ветер в знойное лето), селенга (восточный ветер на Байкале), влага, яруга. ГА — перемещение, движение огромных воздушных масс, дождя и снега под воздействием природных сил.

Начертательно-смысловая классификация яргических знаков

Яргические знаки делят на 4 вида – линейный (1), начальный (2), смешанный (3), изобразительный (4).
Изобразительный делится на 2 типа — растительный и животворный.
Линейный также делится на 2 типа – прямолинейный (линейно-угловой) и криволинейный (круговой). Каждый из которых делятся на 3 подтипа – образцовый, многоногий, сложный и сложно-разветвлённый. Скруглённый, круговой, вихревой (спиральный).

Рис. Ярга-свастика, классификация

Знаки с 1 по 6 и 2-2 составляют историческую, начертательную и смысловую основу, на которой шло развитие остальных видов, типов и подтипов яргических знаков.
Знаки 1,2,3 называются образцовыми (оси пересекаются под углом 90 °, а знаки 4,5 – классическими (угол пересечения осей 45 °).

Лучи (ноги) яргических знаков могут не только загибаться под любым углом из срединной точки, но плавно виться и ветвиться в зависимости от заложенного в них смысла.

Яргические узоры на Руси

Исследование пространства руских узоров позволяет дать определение его композиционному решению как правилу всюдности. Т.е. заполнение всего поля (пространства), выделенного под рисунок, образно-осмысленными узорами, самостоятельными знаками. Такой подход является наиболее характерным для руской вышивки и ткачества. Узоры движутся параллельными рядами, внимание мастерицы рассредоточивается и вместо того чтобы концентрироваться на каждом образе в отдельности, она приучается схватывать их соотношение, общую связь. Установку этого рода можно рассматривать как возведение мысли от отдельных объектов (частей картины или узора) существования к высшей идее, которую выражает композиция в целом.

Образы жизни, захватывающие всё поле вышивки отражаются в узорах руской крестьянки и безвестных мастеров средневековой Руси. Это же явление отмечено и во фракийском искусстве (I тыс. до н.э.) для которого была характерна «боязнь пустого пространства». Поэтому всё оно заполнялось осмысленными знаками.

Важно также выделить правило двуличности – техника исполнения узора позволяющая получать на изнаночной части ткани обратный рисунок лицевого узора с такой же чистотой выработки. По отношению к ярге оно называется правилом полноты сущности. При током выполнении ярги, знак обладает одновременно левым и правым направлениями (на лицевой и изнаночной стороне вышивки, ткачества), объединёнными в одной вещи, выступающей третьей стороной.

Правосторонняя и левосторонняя свастика

Правосторонняя свастика – вращение по часовой стрелке (лучи направлены влево). Символы рождения и развития.

Левосторонняя свастика – вращение против часовой стрелки (лучи направлены вправо). Символ «разрушения» (очищения).

Любая свастика (ярга) является знаком Света, жизни, здоровья. Свастика – это знак руской народной культуры, почти единственный и ГЛАВНЫЙ элемент орнаментов на Руси.

* По материалам книги П.И. Кутенкова «Ярга-свастика – знак руской народной культуры».