Три типа боли (тап)

«Подобно убежищу, защищающему от палящего солнца, хатха-йога защищает практикующего её от сжигающего зноя тапы. Как черепаха (поддерживает весь мир), так и йога поддерживает тех, кто её практикует».
* Хатха-йога прадипика, I:10.

Благодаря практике хатха-йоги всё существо человека становится более способным и более сильным, предохраняя его от болей, которые входят в его жизнь. Санскритское слово тапа имеет два значения: одно — «нагревать», другое — «боль». Боль сама по себе является некоторым типом тепла. Она воздействует на человека и нагревает его ум, эмоции и физическое тело. Боль бывает трёх типов: адхьятмическая — духовная боль, адхидевическая — природная боль (воздействие окружающей среды), адхибхаутическая — физическая боль.

Тапа

1. Адхиатмическая тапа — это боль, которая обязана своим происхождением жизни без постижения своей внутренней сущности, и здесь существенным является то, что мы прилагаем усилия к тому, чтобы иметь более чистое переживание. Пока мы ощущаем отделённость от нашей истинной сущности, мы всегда будем страдать духовно.

2. Адхидевическая тапа — это боль, привнесённая внешними обстоятельствами, также является неизбежной. Течение природных явлений всегда приносит с собой некоторые климатические или геологические неуравновешенности, такие как потопы, засухи, землетрясения, ветры, штормы и так далее, которые влияют на уравновешенность функционирования человеческого тела и, в общем случае, вносят возмущения в нормальное течение жизни. Эти явления влияют на бизнес человека, на урожай и на многое другое.

3. Адхибхаутическая тапа — это физическое страдание. Природа непрерывно подвергает тело испытаниям, иногда переизбытком бактерий, несчастными случаями, ментальными или эмоциональными шоками. Существенно поэтому, что занимающиеся хатха-йогой подготавливают себя не только физически, но также ментально, эмоционально и психически, чтобы быть в состоянии противостоять этим трём типам внешних воздействий.

Тело и ум должны быть структурированы таким образом, чтобы оставаться неподверженными мирским обстоятельствам окружающего их физического мира. Таким образом, тело и ум становятся подобными черепахе, которая может высунуть конечности, когда это необходимо, и укрыться в убежище своего панциря в случае опасности. Её конечности являются символами внешних органов чувств, которые должны выдвигаться наружу в случае необходимости; но по нашей команде они могут убираться внутрь и не подвергаться воздействию событий внешнего мира. Чтобы совершенствовать это качество, Сватмарама советует нам практиковать хатха-йогу, потому что именно она даёт такую силу и контроль над телом и умом.

* тапа (tapa) — конкретный тип боли и тяжёлого лишения.

Дальше: Садхана должна держаться в секрете

Ещё по теме: