Русский народный танец

Мужской пляс предназначен для развития силы и ловкости, и для демонстрации силы и ловкости. Представляет собой набор элементов (шаги, хлопушки…) и ритмы от 1 до 4, которые человек сочетает в пляске на основе любых своих душевных, ментальных порывов, или ситуаций, в которых вынуждает что-то из внешнего мира. То есть русская пляска — это импровизация, элементы сочетаются спонтанно, здесь нет сценария, который пытались внедрить советские культпросветчики, убивая инициативу и плясовой азарт.

Фото: Русские солдаты пляшут, 1916 год.

Содержание:


Перепляс — это соревнование, когда пляшут попеременно: первый показывает комбинацию движений, следующие повторяют и усложняют. Или музыкант задаёт ритм и надо повторить музыку движениями.

Ломание – это подготовка мышления к сражению, ломают ритм музыки, то есть пляшут не в лад и не в такт (меняют восприятие, чтобы смотреть на происходящее как бы со стороны). Новичкам делать так не надо, только понять, что ломание, это не кривлянье, которое, к сожалению, сегодня можно видеть у некоторых плясунов.

Основы мужской пляски

1. Нет слабых движений. В мужской пляске нет слабых позиций или движений. Поэтому, когда ребята выходят и начинают двигаться как аморфные, с поникшей головой — это не русская пляска. На пляску выходят как на драку, каждый шаг — это удар, он должен быть сильным, чтоб под ногами пол трещал.

2. Стойка. Стоять почти прямо, грудь раскрыта, ноги и руки слегка согнуты. То есть открытая позиция человека, который готов к бою без оборонительных позиций (не должно быть прямых ног, как в балете — будет травма). Руки либо вдоль тела, либо находятся в какой-то из позиций, их можно представить как жёсткие арматуры, они могут и гнуться, но в них должна быть сила. Если почувствовали силу в руках, значит вы пляшете.

3. Кураж. Основа пляски – состояние (сильного и лихого мужа), почувствуйте себя перед пляской, что вы вышли и готовы порвать человека хоть пред пляской, хоть перед боем. То есть пляска начинается не с шагов, не с позиции рук и всего остального, она начинается с настроения, пляска — это кураж. Без настроения, без характера плясать невозможно.

Направления и ритм пляски

Русская пляска — это очень упорядоченная система.

8 направлений и 3 уровня.
По горизонтали 8 направлений: вперёд-назад, влево-вправо, диагонали.
По вертикали 3 уровня: серёдка (стойка), низ (присядка), верх (прыжок). Сначала осваивают все движения в стойке, затем те же движения повторяют в присядку, и только потом в прыжке.

Ритм пляски 1,2,3,4.
Единица — един максимально сильный удар, вложиться всем весом (нокаут должен быть).
Двойка — два сильных удара подряд (тоже нокаут).
Тройка — три быстрых удара подряд.
Четвёрка – четыре быстрых удара подряд, их надо выполнить максимально быстро.

Чем выше ритм, тем «удары» (шаги, хлопушки, трюки) более быстрые.

Пружинка

Пружинка – это фон для пляски, одна из основ, то что отличает пляс от обычной ходьбы. Просто добавьте в ходьбу пружинку, и у вас получится простейший вариант пляски. Пружинка должна стать естественным состоянием тела в пляске.

Ритм пружинки всегда двойка. То есть, пляс отличается от ходьбы тем, что за один шаг ваш вес падает вниз не один раз, как при ходьбе, а два раза.

Алгоритм обучения пружинке:
1. Подняться на носки и опуститься, ритм 1 шаг.
2. Ускориться, два раза подняться на носки за 1 шаг (двойка).
3. Теперь не отрывая пяток от пола, повторить двойку за счёт упругости коленей.
4. Сохраняя подловленную пружинистую динамику, начинаем плясать что угодно, или просто ходить.

Колени в пляске полностью не распрямляются никогда. Не обращайте внимания на профессиональные ансамбли «русского народного танца» — это подделка, «народный балет», который придумали в СССР. Прямые ноги, тянуть носок и прочая балетная «красота» — в бою это гарантированная травма, и в полную силу так не ударить.

Шаги

В основе русской пляски для ног лежит всего 4 шага (ритм двойка), и они исчерпывают все возможности, то есть распределение веса: на двух ногах, на одной ноге, с переносом- и без переноса веса тела. Но это не означает, что вся пляска на двойках только из четырёх шагов состоит, дальше включаются факторы разнообразия, допустим, каждый из шагов можно танцевать не прямо, а в крест. И таких факторов разнообразия много, шаги разрастаются в огромные ветви — древо пляски.

Фото: К. Иванин - Шаги в русской пляске

4 базовых шага (двойки):

  1. Шаг с переносом веса тела — ударить правой ногой, перенеся на неё вес тела, затем ударить левой ногой также всем весом.
  2. Шаг без переноса веса тела — ударить правой ногой, перенеся на неё вес тела, и затем ударить пяткой или носком левой ноги без переноса веса.
  3. Двойка одной ногой — ударить ногой, и сделав небольшой подскок на этой ноге, ударить ещё раз.
  4. Двойка двумя ногами — удар двумя ногами одновременно, подскок и такой же удар.

Критерием того, что вы освоили шаг, то есть делаете его умеючи (автоматически), является то, что во время шага вы можете делать какое-то другое сложное действие: петь, хлопушки, драться и т.д.

Шаг должен быть сильным, чтобы пол гнулся, то есть в шаг вкладывается сила и мощь, и предназначен шаг для развития силы и мощи, которая потом используется в бою для удара (в ногу или корпус противника). Мужской пляс — это база для рукопашного боя.

Все шаги выполняются на 4 ритма, к примеру, шаг с переносом веса тела: единица – сильный удар одной ногой всем весом, двойка – два сильных удара с перенос веса с одной ноги на другую, тройка и четвёрка — аналогично, 3 и 4 быстрых шага с переносом веса. Собственно это уже пляс, шаги можно чередовать как угодно, пляс — это импровизация.

Хлопушки

Ритм хлопушек: 0, 1, 2, 3, 4. То есть сколько хлопушек совершается за один плясовой шаг (полтакта в музыке): 0 – нет хлопушки, 1 — один удар, 2 – два удара, 3 – три удара, 4 — четыре удара за один шаг.

Уровни хлопушек. По вертикали 3 уровня: верх, середина, низ. По горизонтали 8 направлений: вперёд-назад, влево-вправо, диагонали. К примеру, самая простая хлопушка – хлопок в ладоши; можно сделать перед собой, выше головы, у коленей, за головой, сбоку…

Три ипостаси рук во время хлопушек: рычаг, тяга (толкатель), плеть. Это важно, это один из существенных факторов многообразия. И эти ипостаси на ногах тоже, для шагов и проходов.
1. Рычаг — рубящий удар. Прихлопывающий или скользящий (шаркнуть ладонями).
2. Тяга или толкатель — воздействие идёт вдоль руки, как обычный удар, втыкание.
3. Плеть — рука работает не жёстким рычагом, а как плётка, волнообразное движение.

Важно:

  • Не прижимать руки к себе, хлопки в ладоши выполняют на вытянутых полусогнутых руках.
  • Не жалейте себя, хлопушками надо бить.
  • Хлопушки обязательно должны быть привязаны к ногам, то есть сначала освойте хотя бы простой шаг до автоматизма, затем к нему добавляйте хлопушки.

Комбинации хлопушек. Могут быть различные сочетания. Допустим, 4 точки: две — плечи, и две — ноги. Можно одновременно выполнить хлопушки левой рукой по левым двум точкам, правой рукой — по правым. Можно поочерёдно: левой – левое плечо, правой — правое плечо, левой – левое бедро, правой – правое бедро. Можно крест-накрест. Можно двумя руками в каждую точку поочерёдно, к примеру: двойка в правое плечо, двойка в левое, двойка в левое бедро, двойка в правое. Можно в одну точку 4 хлопушки выполнить. Комбинировать: по одной точке тройка, затем по другой точке единица. И это только на четырёх точках возможные варианты = 256 (4 в четвёртой степени комбинаций) за один шаг. То есть, вариантов множество. В простой пляске хлопушки бьют просто по настроению, как Душа пожелает, либо куда вынуждает ситуация.

Русский мужской пляс или казачий пляс исполняют в стойке смирно. Все качанья, кривлянья, на мой взгляд, это пляски низшей касты, они пришли из потешников, а не из крестьян, бойцов и ремесленников.

Присядка

Присядка – пятки почти вместе, носки врозь, опора на носки, не должно быть касания пола пятками. И такое же положение в воздухе (прыжок): пятки вместе, колени и носки врозь. Поэтому лучше говорить, не «присядка и прыжок», а присядка на полу и присядка в воздухе (или верхняя присядка), чтобы не было в мозгах ассоциации, что это какие-то разные вещи. По сути все три уровня (стойка, присядка, прыжок) не отличаются друг от друга. То есть, если есть какой-то шаг в стойке, то он есть и в присядке на полу и в присядке в воздухе.

Фото: К. Иванин - Присядка

Ритм присядки 1-1 (раз–раз), то есть нельзя задерживаться в положении сидя, присядка как пружина, согнули колени и сразу выпрямили. Это принципиально важно! Это самое главное в присядке. Если вы сели и встаёте медленно – это не правильно. Присядка должна быть как пружинка.

Как освоить присядку? Два простых упражнения: 1) Сесть-встать, как пружина; то есть с небольшим подскоком «упасть» вниз на носки, и тут же выпрямить ноги. 2) В положении сидя с опорой на носки, прыгать как мячик, не выпрямляя колени (пружинка в присядку).

Безопасность – не увлекайтесь присядкой пока ноги слабые, иначе будут проблемы с коленями. Сначала хорошо освойте шаги.

Уловки (трюки)

Фото: К. Иванин - акробатика в русской пляске

Трюковые элементы русского мужского пляса (или акробатика в русской пляске):

  • Колесо — переворот через голову.
  • Перескок — колесо по горизонтали.
  • Подмах ногой — присядочное движение: удар ногой с опорой на руку и другую ногу. Допустим, в присядке опереться на левую ладонь и выставить вперёд левую ногу, правой ногой произвести резкий мах влево с переворотом.
  • Брык — удар ногами с опорой на руку.
  • Фляк — переворот назад.
  • Бег с опорой на руки — спиной вниз, опора на руки и ноги. Попеременно выбрасывать вверх разноимённые руки и ноги. Как и в любом другом плясовом элементе, здесь есть разные варианты.
  • Склёпка — из положения стоя, наклон вперёд с опорой на руки и выбросить ноги вверх.

Безопасность – чтобы эти лёгкие движения научиться делать, надо сначала укрепить свой организм, иначе можно травмироваться.

Все элементы учиться делать одинаково в разные стороны, чтобы равномерно развивались мышцы. Любой элемент обязательно надо вписывать в ритм музыки, выполняя с разной скоростью и амплитудой.

* Русская традиционная пляска, Константин Иванин (youtube.com).

Источник: Русский мужской пляс

Ещё по теме: