Хатха-йога (йога для начинающих)

Хатха-йога (hatha yoga) – это набор психофизических техник для развития сознания. Включает в себя очищения, асаны, дыхание, мудры, бандхи. Упоминания о хатха-йоге имеются в Упанишадах и пуранах (датируются примерно VI веком до н.э.), приводимые в них упоминания свидетельствуют, что хатха-йога была известна много раньше этого периода.

Иллюстрация: Хатха-йога прадипика; Солнце, Луна, ЧеловекСодержание:


На самом деле одна йога: хатха является динамичным и подготовительным аспектом йоги, а раджа пассивной и кульминационной стадией. Йога — это способность энергопроникновения между Мирами в медитации с целью достижения Гармонии и Мира между Мирами; новые возможности сознания (сиддхи), восстановление здоровья.

Этимология

ХА и ТХА – это две противоположности (формы, образы). Заметьте, когда нам радостно, изнутри вырывается ХА, а когда горестно, как кашель ТХА. Ха – это положительная энергия, Тха – её противоположность (не отрицательная, просто противоположная).

Ха и Тха означают: Шива и Шакти, Солнце и Луна, Пингала и Ида и т.д.

ЙОГА – это Руна, означающая «соединение», «объединение». Когда соединяют Ха и Тха, это называется «хатха-йога» — соединение противоположностей.

В санскрите слово «хатха» переводится как «усиление», «интенсивность». То есть «хатха-йога» также означает «усиленное/настойчивое соединение» — нужно усилие над собой, Воля.

Собирание хатха-йоги

В древние времена хатха-йога практиковалась в течение многих лет в качестве подготовки к достижению более высоких состояний сознания. Однако затем в Индии йога разделилась на множество направлений и подходов к духовной эволюции. К примеру, в VI веке до нашей эры в Индии родился Будда, он достиг определённых высот в духовном совершенствовании, и сформулировал своё учение «Четыре благородные истины», изложил основные положения, называемые «Восьмеричным путём», они представляют собой систему этических норм, более или менее подобных яме и нияме раджа-йоги.

Вследствие популярности буддизма, медитация стала основной формой духовной практики целого субконтинента, а подготовительные практики были проигнорированы. Этике и морали уделили чрезмерно большое внимание в ущерб другим элементам. Хотя сам Будда и был великой личностью, его учение впоследствии стало напоминать нечто вроде психологических экспериментов. Поэтому стало необходимым воссоздать правильную систему медитации.

В IV-VI веках нашей эры Матсиендранатх, Горакхнатх и некоторые другие традиционные йоги обнаружили, что важная наука подготовительной практики игнорировалась серьёзно настроенными людьми, а другие неправильно воспринимали её при обучении. Поэтому они отделили практики «хатха-йога» и «раджа-йога» от остальных тантрических практик, оставаясь при этом вне ритуалов целостной тантры и даже не упоминая о них. Матсиендранатх основал культ Натх, согласно которому, прежде чем приняться за практики медитации, практикующий должен очистить тело и его элементы. Как раз это и является предметом хатха-йоги. Когда они занимались собиранием практик, они выбрали из тантрической системы полезные, практичные и высокие практики йоги.

Среди многих авторитетов по хатха-йоге, одной из выдающихся личностей является Сватмарама, который составил труд «Хатха-йога Прадипика» (Прояснение хатха-йоги). Термин Прадипика, однако, означает в действительности «самоосвещающий» или «то, что освещает». Это текст, который освещает для ищущих множество физических, ментальных и духовных проблем. Главный последователь Матсиендранатха, Горакхнатх, уже имел до этого книги по системе йоги, написанные в стихах и в прозе на местном диалекте, но Сватмарама собрал всю мудрость относительно хатха-йоги на санскрите. На основе этих и других текстов он изложил такие техники, как асана, пранаяма и шаткарма.

Ценность книги «Хатха-йога Прадипика» заключается в том, что она решает весьма важную проблему для каждого ищущего. Сватмарама полностью устранил яму и нияму (моральные установки и самоограничения), которые являются стартовыми моментами систем буддизма и джайнизма, а также раджа-йогу Патанджали, который утверждал, что сначала вы должны совершенствовать яму и нияму, иначе асана и пранаяма могут не дать желаемого результата.

Авторы текстов по хатха-йоге, и в их числе Сватмарама, очень хорошо понимали практические трудности, с которыми встретится каждый человек в отношении ямы и ниямы. Если в личности не достигнута гармония, то самоконтроль и самодисциплина создадут ещё больший конфликт, а не покой ума. Поэтому в книге «Хатха-йога Прадипика» прежде всего видим, что приоритет здесь совершенно другой — упор на шаткарму. Йога начинается с того, что прежде всего вы должны очистить всё тело: желудок, кишечник, нервную и другие системы. Следовательно, сначала идёт шаткарма, а именно, нети, дхоути, басти, капалабхати, тратака и наули.

Шаткарма, однако, не составляет всю хатха-йогу. После неё вы должны практиковать асану и пранаяму. Самоконтроль и самодисциплина должны начинаться с тела. Это много легче. Асана — это дисциплина; пранаяма — это дисциплина; кумбхака (задержка дыхания) — это самоконтроль. Посидите в позе лотоса в течение 15-и минут. Это самодисциплина. Почему вы сначала сражаетесь с умом? У вас нет сил сражаться с умом, и всё же вы сражаетесь с ним, тем самым создавая мысленный шаблон враждебности по отношению к самому себе.

Нет никаких двух умов, один из которых хочет преодолеть дисциплину, а другой — сохранить её. Это не два ума, это один ум, пытающийся расщепить себя на две части. Подобное расщепление вы можете обнаружить во всём. Когда это расщепление становится больше, мы называем его шизофренией. Эту опасность ясно представляли себе авторитеты и учители хатха-йоги. Поэтому они утверждали, что прежде всего следует дисциплинировать тело, то есть должны быть очищены тонкие элементы (таттва) и энергетические каналы (нади) тела. Состояние и функционирование жизненной силы (праны), всей нервной системы и различных органов внутренней секреции должны поддерживаться и гармонизироваться.

После этого вы можете переходить к практикованию мудр. Таким образом можно будет выработать в себе способность к глубокой медитации. Эти практики способствуют пратьяхаре и ведут к дхаране, дхьяне и самадхи.

Йога терапия (терапевтический аспект)

Хатха-йога представляет собой метод подготовки системы для духовного пробуждения, но она также является весьма важной наукой о здоровье. С древнейших времён она использовалась йогами и мудрецами (риши) для ослабления и устранения всех видов болезней, дефектов и неправильных функционирований организма. Правда, практики хатха-йоги требуют больше времени и усилий от пациента, чем современная медицина, но зато результат устойчивый.

Йога терапия работает на принципах гармонии и унификации, а не на противопоставлении и разнородности; поэтому является таким мощным и эффективным методом.

Три важных принципа, на которых основана ментальная и физическая терапия:

1. Абсолютное оздоровление одной части или системы человеческого тела, что повлечёт за собой оздоровление остальных частей тела.
2. Уравновешивание положительного и отрицательного полюсов энергии (ида/пингала, прана/апана).
3. Очищение тела от трёх видов отходов (на санскрите доша — недостаток, дефект).

Если вы повесите на одну стену 15 часов с маятниками одинаковой длины и веса, вы заметите, что спустя некоторое время все маятники синхронизируют своё движение. Это происходит совершенно естественно в соответствии с законом взаимных ритмов и вибраций.

В нашем физическом теле различные органы и системы выполняют свои собственные функции, но между ними сложная координация. Если какой-либо орган или система не в состоянии координировать свою работу с каждым из других органов или систем, то это означает, что несбалансированным является не один орган, а все системы и органы. То есть, при любой болезни (физической или ментальной) все системы работают несогласованно. В соответствие с законом взаимных ритмов всё, что вам нужно делать, чтобы восстановить здоровье всей системы — это привести в состояние здоровья один орган или систему. Тогда за этим органом или системой естественным образом последуют остальные части тела.

Плохое здоровье одной системы порождает плохое здоровье в остальных частях тела. Вы не можете сказать, что у вас болит живот, а всё остальное в порядке. Поэтому человек, у которого имеется несколько нездоровых органов, должен, в общем случае, подвергнуть лечению только один из них. Если вы восстановите здоровье в одной системе своего тела, то постепенно всё тело начнёт улучшаться. Именно в таком духе предписывается лечение хатха-йогой.

Ошибки в йога терапии:
1. В наши дни многие учителя йоги, однако, не следуют этой системе. В зависимости от своего знания медицинского диагноза, они предписывают длинный список практик: одну от запора, одну от кровотечения из носа, одну от чего-либо другого. Они считают, что, научив больного человека различным техникам хатха-йоги от различных болезней, они сделают ему лучше. Их система основана на той популярной концепции, что различные болезни принадлежат к различным группам, что не учитывает взаимосвязей и взаимозависимостей между различными органами и системами.

2. Другим важным аспектом здоровья, часто игнорируемым целителями, является сохранение энергии в физическом теле. Мы приписываем очень большую важность питанию, но забываем о реальном источнике энергии, присущем нашему организму. Эта энергия в какой-то степени подобна положительным и отрицательным зарядам, пульсирующим вокруг нас. Правильное равновесие между этими противоположными формами энергии порождает хорошее здоровье. Каждый раз, когда эти положительные и отрицательные потоки подавляются, блокируются, рассеиваются или плохо распределяются, неизбежно возникают болезни.

Баланс и накопление энергии:
Различные органы и системы тела существуют не только за счёт пищи и витаминов. Основным источником энергии в жизни являются именно эти положительные и отрицательные заряды. Поэтому наука о физической и ментальной гармонии известна как хатха-йога.

Физические и ментальные заболевания, от которых страдает человек, есть не что иное, как состояние дисгармонии в энергетической системе тела. Для того чтобы облегчить их, мы должны принять новый взгляд на наше тело и расширить горизонты современной медицинской науки. Мы должны пересмотреть свои представления о теле, пересмотреть классификацию болезней и систему диагнозов.

В настоящее время установлено, что асана и пранаяма являются наиболее сильными и эффективными способами управления всем телом. Они являются первыми шагами, позволяющими нам не только изменить механизмы функционирования одного элемента тела, но и дать рычаги управления над всеми структурами мозга и ума, дать нам систему управления, которая позволяет нам управлять всеми аспектами нашей жизни, в том числе и энергетическими.

Истинная цель хатха-йоги:
Хатха-йога признана во всём мире как терапевтическая наука. Но мы не должны забывать, что реально даёт нам хатха-йога. В большинстве своём учителя йоги на западе занимаются не тем, чем нужно. Они просто принимают больных с артритами, ревматизмом, бессонницей, учат их некоторым упражнениям — и это всё. Хатха-йога не используется для целения всей личности. Вот почему эти учителя не в состоянии поднять уровень своих учеников. Только улучшать физическое здоровье недостаточно. Должно улучшаться также ментальное здоровье. Природа должна быть изменена. Личность должна быть изменена. Должны быть также изменены психологическая и психическая структуры человека. Вы должны не просто испытывать свободу от болезней, но также свободу от пут и капризов ума. Настало время, когда учителя во всех частях этого мира должны понимать и передавать истинный дух хатха-йоги.

Хатха-йога прадипика

«Хатха-йога прадипика» (haṭhayoga pradīpikā — «прояснение хатха-йоги») — написанный на санскрите текст о хатха-йоге, примерно между 1350 и 1550 гг. Автором считается йогический мудрец Свами Сватмарама.

Текст написан в виде символических афоризмов, поэтому его дополнили поясняющими комментариями для тех, кто только начинает познавать йогу. Комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати, при участии Свами Сатьянанды Сарасвати (Бихарская школа йоги). Это одно из лучших практических пособий по йоге, книга рассчитана на учителей и учеников йоги, а также тек, кто впервые соприкасается с данной древней системой знаний. Подробно изложены все основы йоги, можно заниматься йогой в домашних условиях.

Прадипика разделена на 4 части:

  1. Первая описывает основные позы йоги (асаны), поведение и ограничения (яма и нияма), питание.
  2. Вторая часть — контроль энергии посредством дыхательных техник (пранаяма) и внутреннее очищение (шаткарма).
  3. Третья часть — практика «запечатывания» и перенаправления течения тонкой энергии в теле (мудры и бандхи), энергетические каналы (нади), и энергия Кундалини.
  4. Четвёртая – «втягивание» внутрь чувств (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и наивысшее состояние йоги (самадхи) – это очень многозначный термин, к примеру: сознание, переросшее ум.

Глава первая. АСАНА

Асаны, поведение, яма и нияма, питание.

  1. Приветствие Шиве
  2. Цель хатха-йоги
  3. Хатха-йога рассеивает туман концепций
  4. Махасиддхи и 8 сиддхи
  5. Три типа боли (тап)
  6. Садхана должна держаться в секрете
  7. Жилище йога (место для практики йоги)
  8. Освободиться от мыслей и найти гуру
  9. 6 причин, разрушающие йогу
  10. 6 причин, которые принесут успех в йоге
  11. Яма и нияма

* По материалам книги «Хатха-йога прадипика». Йога для начинающих, йога в домашних условиях.