Копное право

Рис. Вечевой колоколДержава Русь – это тысячи селений, объединённые в Общины, где любой важный вопрос решался всем миром, скопом на вече непосредственным народовластием. Одно многолюдное селение могло составлять отдельную Общину, но, как правило, Община состояла из нескольких селений — от 4 до 9 соседних селений, одно из которых служило центральным местом, в котором народ собирался на вече. Совокупность земель, принадлежавших таким селениям, составляла округ сельской Общины.

Главная цель соединения селений в Общины состояла в том, чтобы предупреждать нарушение законов, открывать и преследовать преступников, судить и наказывать их, наконец, присуждать и доставлять обиженному вознаграждение.

Копа

В каждой Общине были свои народные собрания для совещаний и решения дел, связанных с жизнью Общины. Такое народное собрание называлось КОПА. Совещание народного собрания называлось вече: Копа собиралась на вече, т.е. для совещания. Принимать участие в совещании могли не все лица, принадлежавшие к Общине; такое право предоставлялось только домохозяевам, имевшим постоянную оседлость.

Домохозяева, составлявшие народное собрание, назывались: сходатаи, соседи околичные, судьи копные. Между ними отличались старцы, мнение которых пользовалось уважением, особенно в таких случаях, когда нужно было постановить приговор на основании давних решений народного собрания. Кроме сходатаев, в народное собрание приглашались люди из трёх селений соседней Общины, по 1-2 человека из каждого селения; эти лица назывались людьми сторонними; они не участвовали в совещаниях и в постановлении приговора, но следили за ходом дел в народном собрании, чтобы в случае надобности, свидетельствовать о производстве дел и судебных решениях.

Так как каждый домохозяин обязан был присутствовать в народных собраниях, и так как славяне, в молодых летах, вступали в брак и могли основывать отдельные хозяйства; то по этому каждый из них имел возможность, в течение многих лет, изучать народное Копное право, и в свою очередь передавать его младшим поколениям. Таким образов, вече было не только судебным собранием, но и школой для изучения Копного права, которое, без помощи письма, сохранялось в памяти мужей-сходатаев, переходя от одного поколения к другому.

Копа собиралась в центральном месте Общины, которое называлось коповище или копище, и занималась изследованием и решением дел под открытым небом. Для изследования дел уголовных Копа собиралась на месте преступления: в дубраве, в бору, под горою. Если нужно было решить спор о поземельной собственности, то Копа собиралась на спорной земле; а когда в округе Общины оказывался труп убитого человека, то Копа собиралась в том месте, где находился труп.

Копное право

Копное право – это древнейшая форма самоуправления внутри славянской Общины, совокупность народных юридических обычаев; суд, производящийся на основании этих обычаев, называется Копным судом. Основа Копного права – Заветы Богов и Предков, и правило единогласия, т.е. все сходатаи приходили к единому мнению.

Если преступлением нарушены были права частного лица, то по началам Копного права, обиженному самому предоставлялось отыскать своего шкодника [прим. — мошенник, хулиган, озорник, вредитель и пр.]. Истец расспрашивал людей, собирал письменные доказательства, отыскивал улики. Такое предварительное изследование дела называлось обыском. Если истец, при всём своём старании, не мог отыскать своего шкодника, и если он подозревал, что преступник находится в округе сельской Общины, то он имел право требовать, чтоб собрана была Копа.

В юридических обычаях начало частного права было преобладающим, не только в делах гражданских, но и уголовных. Лицо, право которого было нарушено преступлением, могло предать виновного всей строгости законов, или окончить дело добровольным соглашением; в последнем случае преступник освобождался от всякого наказания. Даже и в том случае, когда преступник был приговорён к смертной казни, он мог помириться с истцом и освободиться от наказания. Если дело не оканчивалось добровольным соглашением, то Копа постановляла приговор.

Постановив приговор, Копа принимала меры к его исполнению. Если преступник приговорён был к смертной казни, то приговор немедленно исполнялся в присутствии Копы, на месте суда. Если Копа присуждала денежному взысканию, то все сходатаи отправлялись к виновному и требовали исполнить приговор Копного суда. Также и в других случаях, все сходатаи (всем скопом) добивались выполнения решений Копного суда.

Уничтожение Копного права

После христианизации произошла замена общинно-родового уклада на феодальный, крестьян сделали крепостными. Нарождающийся класс феодалов, будущих помещиков начинает вытеснять Копу, как выразительницу интересов широких слоёв народа.

Под натиском крепостного права, Копа превратилась в сельский суд, а затем и его запретили. Власть помещиков постоянно возрастала, ограничивая общинные права поселян. Мужи-сходатаи теряли своё прежнее значение, уступая власть своим помещикам. К XVII веку, сёла околичные посылали уже только по 1 депутату, а помещик с несколькими приятелями, иногда в присутствии священника, производили суд и расправу, постановляя приговор на основании Литовского Статута. Крестьяне, присланные околичными селениями, присутствовали безмолвно, соглашаясь с распоряжениями помещика и его приятелей; суд общинный перестал называться Копным судом, и получил название сельского суда.

Сходатаи, составлявшие народные собрания, находясь в состоянии жалкого унижения и угнетаемые бедностью, теряли способность быть безпристрастными следователями, разумными судьями и правоведами. От этого, при изследовании преступлений, они действуют робко, и решения их не всегда согласны с правом. Унижение и бедность произвели нравственную порчу в сельском народонаселении; поселяне, вместо того, чтобы предотвращать преступления, открывать и наказывать преступников, сами разбойничали, поджигали и грабили имения соседних владельцев, упорно отказываясь являться на вече, для открытия и наказания преступников.

Судебная власть, которою пользовались крестьяне в народных собраниях, находилась в резком противоречии с неограниченною властью помещиков. Помещик и его управляющий имели безответное право казнить своих слуг и крестьян. Сходатаи, находясь в полной зависимости от своих помещиков и решая дела в их присутствии, не могли иметь той свободы мысли, которая необходима для безпристрастного изследования дела и для добросовестного суда. Иногда помещичий урядник, присутствуя на Копе, вмешивался в делопроизводство, перебивая речи истца, прерывая распрос сходатаев ругательствами, и самовольно уводил крестьян из собрания, не дождавшись судебного решения. Производя следствие и суд под влиянием помещиков, Копа постановляла решения, не всегда согласные с правом.

В следствие жалкого состояния крестьян и их безусловной зависимости от помещиков, народные собрания теряли доверие; их Копное право выходило из употребления, их судебные приговоры оставались безсильными, возбуждая презрение помещиков. Наконец, в XVII веке, некоторые помещики вовсе запретили своим крестьянам ходить в народные собрания и принимать участие в общинных судах.

Изображённое нами состояние сельских Общин в XVI и XVII столетиях, доказывает, что Копное право противоречило новым формам общественной жизни и должно было исчезнуть от расширяющейся власти правительственных мест и лиц, от нравственного и экономического упадка поселян, наконец, от постепенного возрастания власти помещиков над крестьянами.
* По материалам книги Н.Д. Иванишева «О древних сельских общинах на юге России», 1863 г.