Детский сад развивает стадные проявления – П.Ф. Лесгафт

Фото: Лесгафт П.Ф.Пётр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) – педагог, врач, общественный деятель России.

Роль воспитания в развитии человека.
П.Ф. Лесгафт выступал против теории о наследственности способностей. Вёл активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. По мнению Лесгафта ведущую роль в развитии личности человека играет воспитание и образование.

— «Большинство воспитателей в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливают всё на пресловутую «наследственность», на прирождённую испорченность детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать… Красноречиво толкуют о неисправимо испорченных детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за неё ответственен сам ребёнок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остаётся в тени; и верить не хотят, что испорченность ребёнка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается всё-таки один воспитанник».

Семейное воспитание

Лесгафт в одном из своих трудов показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребёнка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей — лицемерный, мягко забитый, злобно забитый, угнетённый, честолюбивый. Проявление того или иного типа ребёнка, по мнению Лесгафта – это прямое следствие влияний семейной жизни.

«Ребёнок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде. Он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищениями его действиями и способностями».

Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до поступления в школу (до конца 7 года), которому придавал важное значение в развитии личности человека.

«Во время семейного периода жизни ребёнка складывается его тип, усваиваются обычаи и привычки данной местности и семьи, поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всём его будущем существовании».

Лесгафт требовал от родителей «щадить личность своего ребёнка», показывал, как важно сочетание известной свободы и разумного руководства (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей среды, выяснение связи между ними и т.д.). Пётр Францевич видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, должно создать нормальный тип ребёнка, сохранить и развить ценнейшие его качества – впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, правдивость, искренность, интерес к познанию и т.п.

Совершенно недопустимы телесные наказания детей, они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны.

«Ребёнок, выросший под их непрестанным применением, представляет собой резкий и обособленный тип. Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».

Рекомендуя создать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребёнка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умение преодолевать препятствия при достижении поставленных целей.

Критика системы Фрёбеля – детских садов

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782 – 1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад». Воспитанный в духе идеалистической немецкой философии – был идеалистом в своих взглядах на природу, общество и человека. Считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии.

Лесгафт П.Ф. был знаком с практикой фрёбелевских детских садов за границей, а также руских платных детских садов в Петербурге, и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей.

«Собирая детей для общих систематизированных занятий с 2,5 до 3-летнего возраста, когда они только повторяют (имитируют) всё их окружающее и когда у них ещё нет ни наблюдательности, ни опытности, содействующих их рассуждениям и более или менее самостоятельным их действиям, можно поддержать и развить у них только стадные проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера».

Лесгафт выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фрёбелем. Лесгафт считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, своеобразно отражать деятельность близких им людей.

«Теоретические основы Фрёбеля (последователя Гегеля) не выдерживают никакой критики: они указывают на недостаточное знакомство автора с природою ребёнка, с ходом его развития. Фантастические рассуждения Фрёбеля слишком безпочвенны и не выясняют теоретических оснований его системы».

Лесгафт считал возможным использовать лишь отдельные игры и занятия Фрёбеля в семейном воспитании детей, но на основе иной методики. Он удивлялся, почему часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребёнка в детский сад, и считал, что передачу детей в детский сад можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или невозможности их заняться своими детьми.

Признавая существование детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишённых родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Лесгафт считал, что детский сад должен походить на простую семью, иметь удобное помещение; детям должна быть предоставлена большая свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе. Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей преддошкольного и дошкольного возраста является образованная мать, Лесгафт считал необходимой и неотложной задачей развитие женского образования в России.

Искусственные раздражители

Лесгафт выступал против применения педагогами и родителями так называемых искусственных прибавочных раздражителей, которые понижают впечатлительность детей.

«Обыкновенно приучают ребёнка к искусственному прибавочному раздражителю с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития. Носят младенца на руках, укачивают, поют однообразные напевы, целуют, подделываются под произносимые им звуки – всё это является искусственными раздражителями, которые доводят его до утомления. Детей водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе».

Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребёнка, в результате, оказывается, нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. Чтобы возбудить пониженную впечатлительность, необходимо прибегать к более сильным раздражителям, причём ощущение будет расти не в такой прогрессии, как раздражение, а гораздо медленнее; очень же сильное и неожиданно действующее раздражение может совершенно уничтожить способность воспринимать впечатления или даже разрушить аппарат, служащий для восприятия раздражения.

«Родители уже не воспитывают детей — они финансируют их» — Пшекруй.